6 января 2017 года – 185 лет со дня рождения художника.
Выставка представляет самую масштабную в России экспозицию работ выдающегося французского художника и графика XIX века Гюстава Доре. Его называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойденную игру света и тени в графических работах.
Искусство иллюстрирования книг в XIX веке пережило особо бурный расцвет. Можно утверждать, что большая часть его истории приходится именно на этот период. Средневековые монахи немало потрудились над иллюстрированием манускриптов, демонстрируя свое усердие, вкус, навыки и изобретательность. Однако их целью было, скорее, украсить книгу, а не проиллюстрировать текст. К тому же, такие книги были недоступны для широкой публики. Изобретение офорта, ксилографии, литографии расширило возможности украшения текста. Делались даже первые попытки в области того, что сейчас называется иллюстрированием книг.
Уже в эпоху Альбрехта Дюрера в XVI веке, творения писателей стали часто иллюстрироваться подлинными шедеврами. Однако широкая публика так и не имела к ним доступа. В дорогих изданиях стали появляться гравюры на меди. Именно они и превалировали на протяжении XVII-XVIII веков. XIX век вывел искусство иллюстрирования книг на новый, доселе не достигаемый уровень. В Европе появилась целая когорта выдающихся художников и графиков, снискавших себе имя именно в этой области. Однако только одному из них — Гюставу Доре
— предстояло занять вершину на этом олимпе славы.
На выставке представлено 100 иллюстраций к литературным произведениям, принесшим Доре всемирную славу. Среди них: Библия, «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Атала» Шатобриана, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, «Приключения Барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе, басни Лафонтена, «Легенда об оборотне» Л' Эпина, выполненные в технике литографии в конце XIX века.
Поэтическая красота работ, их юмор или мрачное великолепие – все это источники для подлинного восхищения, которое охватывает зрителя, попавшего на выставку.
Гюстав Доре давно занял почётное место в мировом искусстве как один из самых ярких и самобытных мастеров. Он по — прежнему будит воображение читателей, помогая глубже постичь мудрость Данте, Рабле, Сервантеса, Распе и других великих писателей мира.
Обращаясь к первоисточнику, художник тонко и последовательно следует сюжету, практически дословно раскрывая для читателей все грани чувств, переживаний, сомнений, эмоций и страстей персонажей. Он облекает их в удивительное сплетение кружев своих линий, при этом четко передавая всеобъемлющий мир самого произведения.
Покорив родную Францию, талант Доре еще при жизни пересек границы родной страны. О нем заговорили в мире как о художнике, способном своими иллюстрациями прославить даже самую заурядную романтическую басню. Издатели выстаивались в очереди за право первыми заполучить иллюстрации Доре к готовящимся к изданию книгам.
Доре, так и не получивший художественного образования, был и остается величайшим и непревзойденным иллюстратором книг. До него никому не удавалось придать гравюре столь удивительную и трогательную степень живописности. Он вышел за рамки традиционной гравюры.
Искрящееся воображение мастера стало одним из основных свойств его таланта. Поднявшись на высшую ступень в своем искусстве, он создавал работы, исполненные силы замысла, самобытности, фантазии, стиля и мастерства.
Выставка предоставлена компанией «АРТГИТ» г. Москва.
Ваш комментарий