Полноценная экскурсия длится три часа для группы до 20 человек. Но пока на улице тепло, куда больше хочется ходить по огромной территории комплекса и разглядывать все самостоятельно, чем сидеть в полумраке выставочного зала и слушать истории и легенды Алтая. Поэтому мы идем осматривать музей-панораму без сопровождения.
Просто так в свободное плавание нас все равно не отпускают, , а проводят краткий экскурс по алтайским традициям и поверьям, ориентируют, в каких частях комплекса обязательно надо побывать и на что обратить внимание. Первое и главное, что говорит нам экскурсовод, представитель коренных народов Алтая Артём Игнатенко, – это как правильно фотографироваться. «Женщина с мужчиной всегда должна фотографироваться со стороны сердца, – расставляет он нашу семью вокруг музейного экспоната. – Сын становится со стороны отца, дочь – рядом с матерью». Об этих рекомендациях мы то и дело вспоминаем и суетливо перебегаем с места на место, чтобы не вступать в диссонанс с изображениями, на фоне которых решаем запечатлеться.
Кстати, в будущем в музее планируют разместить также полотна, рассказывающие о строительстве Бийской крепости и об истории развития всего Алтайского края.
Традиции, о которых рассказывает Артём Михайлович, в основном семейные: например, много нюансов связано с подготовкой к Новому году. Согласно славянским обычаям, она начинается 21 декабря.
«В этот день вся семья собирается в доме родителей, наряжает елку, и каждый пишет, что важного произошло за прошедший год. Постепенно собирается летопись семьи, – говорит экскурсовод. – На Новый год надо сжигать все плохое. Люди почему-то сжигают хорошее, это неправильно. Надо взять бумагу, написать на ней, от чего хочешь избавиться, и сжечь. Мечты свои сжигать не надо, лучше записать их в тетрадку».
Большинство обычаев крепко связано с датами равноденствий и солнцестояний – природной сменой сезонов. Так, 21 марта, день весеннего равноденствия, считается мужским праздником, а 21 сентября, напротив, женским. Интересно, что часть перечисляемых праздников пересекается с привычными нам православными, и даже по смыслу они не противоречат друг другу. Например, «день матери и дочери» – осеннее равноденствие, 21 сентября – в православной традиции Рождество Пресвятой Богородицы, покровительницы детей, рожениц и девушек на выданье. Артём Игнатенко объясняет эту связь так: «Православие связано с природой так же сильно, как традиции наших предков-язычников. Они тоже призывали жить праведно, только для них это значило жить во славу рода своего».
Посетители музея-панорамы обязательно подходят к статуе Золотой Бабы – Алтын-Ай, которая, по легенде, спасла свой народ и привела к той земле, которая теперь зовется Алтаем. А еще говорят, что в первые два дня после новолуния можно просить Золотую Бабу исполнить твое желание и бросить ей за спину монетку. Изваяние пышнотелой женщины скрыто под крутым склоном, но не найти его невозможно.
Дальше открывается вид на обширную территорию, которую продолжают застраивать и возводить на ней все новые объекты: модели капищ, всевозможные веранды, где тоже будут выставлять экспонаты музея. Пока их не так много, основная масса музейной коллекции хранится в выставочном зале, где и началась наша экскурсия, а главным экспонатом является растянувшаяся на 23 метра картина, на которой старейшины алтайских народов (зайсаны) пишут письмо-прошение императрице о принятии их в состав Российской империи.
Что, кроме основного зала и Золотой Бабы, нужно посетить в этом музейном комплексе? Те, кто увлечен историей культуры, могут надолго задержаться среди изваяний славянских богов, рассматривая многочисленные символы – от атрибутов вроде прялки или каравая до вырезанных на них орнаментов и знаков. А дети явно оценят «дом на дереве», где так весело забираться на верхний этаж. На самом деле помещение выстроено не на верхушке дерева, а как бы вокруг него: ствол и ветки пронизывают пол, стены, потолок, ива будто проросла сквозь дом.
Точнее, две ивы: у корней они срослись между собой, а стволы растут рядом, и если присмотреться, то видно, что они разные. Когда создатели этнографического комплекса расчищали территорию, то не стали спиливать эти необычные растения, а выстроили вокруг них деревянный дом. Позже биологи пояснили, что это мужская и женская особи ивы, поэтому они так различаются визуально. И это место стало притягивать влюбленные пары, которые вешают между стволами сердечки, рисунки, парных тряпичных кукол в знак своей любви, которая так же крепка, как сплетение корней этих ив.
СПРАВКА
Артём Игнатенко является инициатором создания и регистрации в Бийском районе общественной организации «Союз национальных культур Алтая» и одним из авторов проекта «Легенды и сказки Алтая», реализуемого в с. Полеводка при грантовой поддержке Губернатора Алтайского края Александра Карлина.
Вход на сайт
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте:
Ваш комментарий