Близ Сросток разместился этнографический музей под открытым небом

Этнокультурный комплекс «Алтай. История России» еще называют музеем-панорамой
1 сентября

Полноценная экскурсия длится три  часа для группы  до  20  человек. Но пока  на улице тепло,  куда больше хочется ходить по огромной территории комплекса и разглядывать все самостоятельно, чем  сидеть в полумраке выставочного зала и слушать истории  и легенды Алтая. Поэтому мы идем осматривать музей-панораму без сопровождения.

Просто так  в свободное плавание нас все равно не отпускают, , а проводят краткий экскурс по алтайским традициям и поверьям, ориентируют, в каких частях комплекса обязательно надо  побывать и на что обратить внимание. Первое и главное,  что говорит  нам  экскурсовод, представитель коренных народов Алтая Артём Игнатенко, – это  как правильно фотографироваться. «Женщина с мужчиной всегда  должна фотографироваться со стороны сердца, – расставляет он нашу  семью вокруг музейного экспоната. – Сын становится со стороны отца,  дочь – рядом с матерью». Об этих рекомендациях мы  то и дело  вспоминаем и суетливо перебегаем с места на место,  чтобы не вступать в диссонанс с изображениями, на фоне которых решаем запечатлеться.

Кстати, в будущем в музее планируют разместить также полотна, рассказывающие о строительстве Бийской крепости  и об истории развития всего Алтайского края.

Традиции, о которых рассказывает Артём Михайлович, в основном семейные: например,  много нюансов связано с подготовкой к Новому году. Согласно славянским обычаям, она начинается 21 декабря.

«В этот день вся семья собирается в доме родителей, наряжает  елку, и каждый пишет, что  важного произошло за прошедший год. Постепенно собирается летопись семьи, – говорит экскурсовод. – На Новый год  надо сжигать все плохое. Люди  почему-то сжигают хорошее, это  неправильно. Надо взять бумагу,  написать на  ней,  от чего хочешь избавиться, и сжечь. Мечты свои  сжигать не надо, лучше записать их в тетрадку».

Большинство  обычаев крепко  связано с датами равноденствий и солнцестояний – природной сменой сезонов. Так, 21 марта, день весеннего равноденствия, считается мужским праздником, а 21 сентября, напротив, женским. Интересно, что часть перечисляемых праздников пересекается с привычными нам православными, и даже по смыслу они не противоречат друг  другу. Например, «день  матери и дочери» – осеннее равноденствие, 21 сентября – в православной традиции Рождество Пресвятой Богородицы, покровительницы детей, рожениц и девушек  на выданье. Артём  Игнатенко объясняет эту  связь так: «Православие связано с природой так  же сильно, как традиции наших предков-язычников. Они тоже призывали жить праведно, только для  них  это значило жить во славу  рода своего».

Посетители музея-панорамы обязательно подходят к статуе Золотой Бабы  – Алтын-Ай,  которая, по легенде, спасла свой народ и привела к той земле, которая  теперь зовется Алтаем.  А еще говорят, что в первые два  дня  после новолуния можно просить Золотую Бабу исполнить твое  желание и бросить ей за спину монетку. Изваяние пышнотелой женщины скрыто под крутым склоном, но не найти его невозможно.

Дальше открывается вид на обширную территорию, которую продолжают застраивать и возводить на ней все новые объекты: модели капищ,  всевозможные веранды, где тоже будут  выставлять экспонаты музея. Пока  их не  так  много, основная масса  музейной коллекции хранится в выставочном зале,  где  и началась наша экскурсия, а главным экспонатом является растянувшаяся на 23 метра картина, на которой старейшины алтайских народов (зайсаны) пишут письмо-прошение императрице о принятии их в состав  Российской империи.

Что,   кроме  основного зала  и Золотой Бабы,  нужно посетить в этом музейном комплексе? Те, кто увлечен историей культуры, могут надолго задержаться среди изваяний славянских богов, рассматривая многочисленные  символы – от атрибутов вроде прялки или каравая до  вырезанных на них  орнаментов и знаков. А дети явно оценят «дом на дереве», где так весело забираться на верхний этаж. На самом деле  помещение выстроено не на верхушке дерева, а как  бы вокруг него:  ствол и ветки пронизывают пол, стены, потолок, ива  будто проросла  сквозь дом. 

Точнее, две  ивы: у корней они  срослись между собой, а стволы растут рядом, и если  присмотреться, то видно, что они разные. Когда  создатели этнографического комплекса расчищали  территорию, то не стали спиливать эти  необычные растения, а выстроили вокруг них деревянный дом. Позже  биологи пояснили, что  это мужская и женская особи ивы, поэтому они так различаются визуально. И это  место стало притягивать влюбленные пары, которые вешают между  стволами сердечки, рисунки, парных тряпичных кукол  в знак своей любви, которая так же крепка, как сплетение корней этих  ив.

СПРАВКА 

Артём Игнатенко является инициатором создания и регистрации в Бийском районе общественной организации «Союз национальных культур Алтая» и одним из  авторов проекта «Легенды и сказки Алтая»,  реализуемого в с. Полеводка при  грантовой поддержке Губернатора Алтайского края Александра Карлина.

 

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Станьте первым!

Ваш комментарий
Имя
Электронная почта
Комментарий
Защита от спама
1 × пять =  Укажите число
   и
Близ Сросток разместился этнографический музей под открытым небом. Этнокультурный комплекс «Алтай. История России» еще называют музеем-панорамой.
Rambler's Top100