Небольшой барнаульский СЮРприз!

О барнаульских художниках-сюрреалистах
Александр Рыжов, 5 декабря
Небольшой барнаульский СЮРприз!

Еще будучи студентом факультета Искусств, я помню, с каким удовольствием ходил на выставки барнаульских сюрреалистов, помню как их картины будоражили мое воображение, затягивая нейронные соединения мозга в тугой узел. Конечно, я безуспешно искал зашифрованный смысл в запечатленных образах. И помню, как уходил, обескураженный этим застывшим абсурдом. Эти картины так и оставались для меня тайной, «вещью-в-себе». Впрочем, сюрреализм всегда делит публику не на тех, кто его может понять и кто не может, а на тех, кому сюр нравится или не нравится. Что не мешает, между тем, проявить небольшой научный интерес к феномену барнаульского сюрреализма. 

На самом деле, наш город богат представителями сюрреализма, но сюрреалистические выставки, особенно в последние два-три года, проходят достаточно редко. Бывает, конечно, промелькнет какой-нибудь сюр на выставке современных художников, где среди абстракций и деформаций мы увидим одинокого пришельца из подсознания… Но все же, хотелось бы иногда и полного погружения в этот удивительный мир подсознательных видений. Эта «отрывочность» присутствия сюрреалистических работ на выставках говорит о том, что многие художники с удовольствием пробуют себя в сюрреализме, несмотря на то, что, как экспериментаторы, они хотят прийти к чему-то действительно своему. Сюрреализм, как правило, дает ощущение абсолютной свободы перед холстом: законы логики, законы композиции, законы жанра – все это отменяется! За главного остается только интуиция! Художник тет-а-тет со своим подсознанием!

Не удивительно, что вкусив такой свободы, не все способны отказаться от этого заманчивого абсурдного мира живописи.

Одним из первых, кто переселился из Барнаула в мир подсознательных живописных образов, был Александр Карпов. Он трудится на сюрреалистическом поприще с конца 80-х годов. В честь 15-летия своего творчества, Александр Карпов представил публике свою персональную выставку «Фантастический реализм», где был показан цикл работ под названием «Нотная тетрадь художника». К сожалению, в последнее время мы совсем не видим его работ.

Зато другой заслуженный сюрреалист нашего города – Дмитрий Кириаков довольно частый гость выставок. Его персональная выставка «Зазеркалье» проходила в павильоне «Открытое небо» в 2009 году. Также он участвовал в коллективной выставке сюрреалистов «Sur-реализм». Те, кто видел работы Дмитрия, наверное, заметил, что его произведения пронизывает особенная эстетика. Да, он не избежал влияния Сальвадора Дали – то тут, то там на его полотнах мы видим «сюрреалистические костыли», те самые, что подпирают некоторые фантасмагорические фигуры всемирно известного художника. Но такого рода заимствование – это не только дань памяти величайшему сюрреалисту, но также и своеобразная нить, которая связывает сюрреалистическое пространство Барнаула с пространством Европы прошлого века, когда жил и бунтовал тот самый сюрреализм во главе с Бретоном и Дали. Сюрреализм, который повлиял на все современное искусство, и, прежде всего, на творческий метод последующих поколений художников. Таким образом, некоторые традиционные образы имеют место быть в живописи барнаульских сюрреалистов. В картинах Евгения Бакуменко мы тоже можем заметить тех самых слонов на тонких ножках, но в ряде картин есть аллюзии и на Босха. Работа «Psychiatrist dreams», например, достаточно любопытное произведение, отсылающее нас к колыбели сюрреализма – психоанализу.

Из молодого поколения сюрреалистов хочется особо выделить Александра Куртукова — довольно разностороннюю творческую личность. Помимо интересных картин, на своей выставке «Пути», молодой художник представил так же сделанные из разного материала необычные фантасмагорические маски. Частыми гостями картин Александра Куртукова являются скоморохи. Наверное, эта авторская находка подразумевает некий абсурдный аспект в жизни людей. Образ одинокого скомороха в большом, холодном мире трагичен и лиричен одновременно.

До сих пор мы рассматривали ту линию сюрреализма, которая отличается стремлением с фотографической точностью, правдоподобием воспроизвести ирреальный образ, возникающий в подсознании, невозможный в действительности. Но есть и еще одна ветвь сюрреалистической живописи, где картина заполняется свободно текущими образами и формами, порой переходящими в абстракцию. В Барнауле существует и такой представитель сюрреалистической фауны.

Этот молодой и перспективный художник – Илья Торбин на днях дебютировал своей первой персональной выставкой в галерее «Республика ИЗО». Название выставки «Внутреннее во внешнем» уже подразумевает встречу с некими глубинными образами и ощущениями, родом из бессознательного. Некоторые его работы, например «Музей масок» до сих пор остаются загадкой для самого автора. В последних своих работах художник старается совсем избавиться от формы и перейти к эмоциональному порыву. Достичь этой задачи ему позволяет необычные цветовые решения. Яркий, «психоделический» колорит передает эмоциональность и насыщенность интуитивного образа художника. Особенно это прослеживается в картинах «Братство», «Выход», «Ловец душ». При этом, Илья стремится к большому формату изображения – к «крупному шрифту» своей живописи. Выставка этого необычного художника будет проходить до конца декабря – так что торопитесь успеть получить заряд экспрессивного сюрреализма от Ильи Торбина!

У выше перечисленных художников уже были свои персональные выставки, но, к сожалению, в Барнауле очень редко проводятся коллективные выставки сюрреалистов, где могли бы выставлять свои работы начинающие, малоизвестные художники. Последняя  такая выставка называлась «Sur-реализм» и проходила в павильоне «Открытое небо» в 2009 году. В ней участвовали (некоторые впервые) художники Н. Лейбгам, А.Прудников, А.Суслов, А. Бояринцева, Ю.Бутакова, В.Бажанов, Д. Филиппов, Н. Плескунас, И.Дмитриев, В.Борисов, А.Бураков, а также уже знакомые нам  Д. Кириаков, Е. Бакуменко, А.Куртуков. Это мероприятие показало, как все-таки масштабна сцена представителей сюрреализма в Барнауле. При этом, выставка была необычайно популярной и не только у молодого поколения, но и публики постарше. Современным людям, конечно, нравится все яркое и необычное, но, думаю, что искусству сюрреализма еще далеко развлекательного аттракциона – в картинах этого направления все же содержится многие вытесненные и подавленные психические эмоции, порой, достаточно негативные.

Кстати, отрадно отметить тот факт, что «барнаульский» сюрреализм не пошел по пути «позитивного сюрреализма».  Художники представляют на суд публики, как мне кажется, достаточно личные работы – пусть даже в них холодные, мрачные и отчужденные образы. Но они намного честнее, чем рафинированные и выверенные работы коммерческих художников штамповального цеха. И, мне кажется, нужно отдать должное нашим барнаульским  художникам-сюрреалистам: на протяжении долгого времени прокладывать туннели из хаоса подсознания, из этой области иррационального, к вполне реальному холсту – занятие далеко не из легких. Это вам не березку нарисовать.

Остается подвести некий итог — на мой взгляд, сюрреализм остается притягательным и сегодня. Картины сюрреалистов находят отзыв у молодого поколения – для него они как минимум «прикольные». Для поколения постарше сюрреализм тоже может быть интересен – все зависит от степени открытости мировосприятия. И, наверное, с удовольствием ходят на выставки врачи-психиатры попрактиковаться в постановке диагноза на фоне вытесненного в бессознательное. Ну, а если серьезно, то современный сюрреализм, на мой взгляд, до сих пор несет в себе электрический заряд и некий импульс. Комбинации внутри многих других направлений уже давно исчерпаны, а сюрреализм будет существовать (и вдохновлять), пока художник не вычерпает до дна свое подсознание (что, по Фрейду, – невозможно), или пока совсем на него не плюнет. 

Что касается меня, то я тоже не мог не вдохновиться той свободой, которую дарит сюрреализм и представляю на ваш суд свое скромное стихотворение:

Что-то проткнулось из кошачьего сна.
Апельсиновый хохот глотает луна.
Маленький красный телефончик дрожит.

И, напоследок, мне бы хотелось закончить цитатой Юрия Борева, который писал:

«Сюрреализм ставит своей задачей привести человека на свидание с загадочной и непознаваемой, драматически напряженной вселенной».

Так вот, лично мне бы хотелось, что бы таких свиданий в моей жизни было побольше.

Александр Рыжов, искусствовед
Барнаул. 2012 г.

 

Комментарии

Восхищена!еще!еще!
Светлана Д., 6 декабря 2012 12:35   Ответить

Ваш комментарий
Имя
Электронная почта
Комментарий
Защита от спама
пять плюс 0 =  Укажите число
   и
Небольшой барнаульский СЮРприз!. О барнаульских художниках-сюрреалистах.
Rambler's Top100