Конец апреля, тёплый ветреный день, солнце высоко. Наконец-то весна! Вокруг люди, уже не укутанные в шарфы, не запакованные в пальто и куртки, а в лёгких туфлях и расстёгнутых ветровках. Идут. Торопятся. И не знают, что через полчаса начнётся нечто удивительное, нечто особенное, нечто по-настоящему живое – ежегодный международный кинофестиваль «КиноЛикбез». Я с нетерпением ждала этого дня и вот лечу, почти не касаясь земли, по избитой пыльной дороге снова в кинотеатр «Премьера». Наконец-то, наконец-то я увижу новые и действительно интересные фильмы, а не дешёвую конвейерную продукцию, которую нам предлагает телевидение. Тем более что в этом году география конкурсных фильмов заметно шире, чем в прошлом, а в жюри — маститый московский кинокритик Сергей Кудрявцев (интересно, какой он, думается уже на ступеньках кинотеатра).
И вот — в уютном, мягкокресловом бархатном зале «Премьеры» уже собрались зрители и журналисты, а за столом с красной (революционной!) скатертью на фоне девиза фестиваля «Смотри! Думай! Действуй!» расположились члены жюри: по бокам длинноволосые, с выразительными чертами лица Александр Быков и Вадим Климов, а в середине тонкая, одухотворённая Наталья Николенкова и округлый, как будто усталый Сергей Кудрявцев. Инициатор фестиваля Вячеслав Корнев в традиционной киноликбезовской футболке первым взял слово, и главное, на чём он в своей вступительной речи поставил акцент, было то, что «КиноЛикбез» — фестиваль зрительский, главное в нём – зритель, которому кино по-настоящему интересно. И действительно, ведь фильмы снимают в первую очередь не для того, чтобы его отсмотрело и оценило жюри какого-нибудь конкурса, а чтобы поделиться с другими людьми своими чувствами и мыслями, чтобы кино увидел простой зритель, чтобы оно его зацепило, понравилось ему, оставило в его душе след, навело на какие-то размышления. И фестиваль «КиноЛикбез» — это как раз то место, где кино встречает своего зрителя. Это место открытий. И за пять фестивальных дней, я уверена, их будет немало!
Беседа о киноискусстве с членами жюри получилась очень оживлённая и интересная, мнения были самые разные и спорить можно было бесконечно, но, к счастью или к сожалению, пришло время торжественно поднять флаг фестиваля и очаровательная Наталья Николенкова прекрасно справилась с этой почётной миссией.
К сожалению, на первую половину программы я не попала, но зато вторую смотрела с большим интересом. Уже в первый день фильмы были самые разные и по тематике, и по послевкусию, которое они оставляли.
Основанный на реальных событиях фильм московского режиссёра Арсения Гончукова «1210» показал моральные муки пожилого мужчины, пострадавшего в бою в Афганистане и потерявшего там сына, страдающего от чувства вины и непонимания со стороны дочери и её семьи, и в итоге застрелившегося. Напряжённая, хмурая, нервная атмосфера фильма давит на тебя так, что в финале вслед за главным героем на глазах выступают слёзы. Ещё один фильм, снятый на основе реальных событий, — «Бека» (Онер Бейбит, Казакхстан). И снова события эти носят мрачный характер – убийство в уличной драке. Получился фильм с флёром назидательности: вот так не делайте, это плохо кончится, лучше учитесь хорошо. Правильно, конечно, но всё равно вызывает улыбку. Следом шёл третий фильм с убийством – «Белая полоса 2.0.». Я, если честно, до конца думала, что главный герой хочет помириться со своей возлюбленной, а он её возьми да убей в финале. Единственный из просмотренных мной сегодня фильмов, который вызвал вопрос:, а зачем?
Обстановку разрядил фильм из Санкт-Петербурга – «Телевизор-2», режиссёр Александр Шкуров. Он остроумно продемонстрировал нам безнадёжность современного рядового зрителя, которого не могут сподвигнуть ни на какую адекватную эмоцию даже фильмы высшей пробы. Автор короткометражки прилетел на фестиваль, и после фильма его сразу же засыпали вопросами, было очевидно, что «Телевизор-2» вызвал живой интерес у зрителей, из зала просили непременно снять продолжение.
Очень порадовала экранизация рассказа А.П. Чехова – короткометражный фильм «Варька» режиссёра из Москвы Петра Олевского. Очень красивая, хорошо поставленная картинка, повестование без лишних элементов, чистый звук, гармонирующая с изображением музыка,- всё доставляло эстетическое удовольствие. Побольше бы таких хороших экранизаций классики.
Следующая картина была снята автором, который готов продать почку, чтобы снять фильм. Нет-нет, не живую, а всего лишь 3D модель, экспонат для музея, что нисколько не умаляет любви автора к искусству и его стремления творить. «Второе дыхание» Сергея Цысса (Москва) темой своей взяло мейнстримовскую нынче тему постапокалиптичного мира, но воплотило её по-настоящему авторски. Герой бродит по пустыне разрушенного мира в поисках железных баночек из-под «Pepsi» и т.п., а когда находит – делает из них цветочки-вертушки, которые крутятся на ветру, шуршат, бликуют на солнце. У него их уже небольшая «поляна». Когда он лежит на этой «поляне», ему кажется, что он в тёплый летний день спускается по песчаной тропинке к речушке с берегами, поросшими свежей зелёной травкой… Даже когда всё разрушено и нет надежды на воскресение, самая маленькая, самая слабая иллюзия его – уже спасение… И такая тоска по природе, по лету, по человеческой разумности берёт. Эх, скорей бы уже листики на деревьях зазеленели, сколько можно тянуть!
О серьёзных вещах, но уже с юмором, повестовал фильм «Последний репортаж» Абдуллина Тимура (Уфа). В параллельной реальности со смешной ономастикой (забавно исковерканными Бурякией и Укукией, Носквой и т.п.), в государстве с равновесием порядка человек может быть счастлив только в системе. Если он вне системы, например, без определённого места жительства, то он не реализует свой потенциал, а значит, его нужно… что? А кремировать! Сжигать вместе со стёртыми троллейбусными покрышками. Очень смешной, с простыми комическими приёмами (но в данном случае совершенно уместными) фильм, который поднимает на самом деле важный вопрос: о том, что бомжи тоже люди, просто они по тем или иным причинам выбрали жизнь… вне системы. И имеют на это полное право.
Завершал программу первого дня красивый, стильный, эротичный фильм «Аметист» (Дарья Шумакова, Москва). Я бы сравнила его с десертом, изысканным, прохладным, слегка кружащим голову. Лучшее завершение дня, чтобы, как пожелал всем на прощание Вячеслав Корнев, нам снились восхитительно прекрасные, сладкие, завораживающие сны.
Первый день задал планку и уже довольно высокую. Посмотрим, что будет дальше!
Текст Анастасии Радцевой
Фотографии Алины Свириденко
Вход на сайт
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте:
Ваш комментарий