И снова — кино-весна!

Первый день «КиноЛикбеза-4»
Анастасия Радцева, 26 апреля
И снова — кино-весна!

Конец апреля, тёплый ветреный день, солнце высоко. Наконец-то весна! Вокруг люди, уже не укутанные в шарфы, не запакованные в пальто и куртки, а в лёгких туфлях и расстёгнутых ветровках. Идут. Торопятся. И не знают, что через полчаса начнётся нечто удивительное, нечто особенное, нечто по-настоящему живое – ежегодный международный кинофестиваль «КиноЛикбез». Я с нетерпением ждала этого дня и вот лечу, почти не касаясь земли, по избитой пыльной дороге снова в кинотеатр «Премьера». Наконец-то, наконец-то я увижу новые и действительно интересные фильмы, а не дешёвую конвейерную продукцию, которую нам предлагает телевидение. Тем более что в этом году география конкурсных фильмов заметно шире, чем в прошлом, а в жюри — маститый московский кинокритик Сергей Кудрявцев (интересно, какой он, думается уже на ступеньках кинотеатра).

Первый день «КиноЛикбеза—4»Первый день «КиноЛикбеза—4»

И вот — в уютном, мягкокресловом бархатном зале «Премьеры» уже собрались зрители и журналисты, а за столом с красной (революционной!) скатертью на фоне девиза фестиваля «Смотри! Думай! Действуй!» расположились члены жюри: по бокам длинноволосые, с выразительными чертами лица Александр Быков и Вадим Климов, а в середине тонкая, одухотворённая Наталья Николенкова и округлый, как будто усталый Сергей Кудрявцев. Инициатор фестиваля Вячеслав Корнев в традиционной киноликбезовской футболке первым взял слово, и главное, на чём он в своей вступительной речи поставил акцент, было то, что «КиноЛикбез» — фестиваль зрительский, главное в нём – зритель, которому кино по-настоящему интересно. И действительно, ведь фильмы снимают в первую очередь не для того, чтобы его отсмотрело и оценило жюри какого-нибудь конкурса, а чтобы поделиться с другими людьми своими чувствами и мыслями, чтобы кино увидел простой зритель, чтобы оно его зацепило, понравилось ему, оставило в его душе след, навело на какие-то размышления. И фестиваль «КиноЛикбез» — это как раз то место, где кино встречает своего зрителя. Это место открытий. И за пять фестивальных дней, я уверена, их будет немало!

Беседа о киноискусстве с членами жюри получилась очень оживлённая и интересная, мнения были самые разные и спорить можно было бесконечно, но, к счастью или к сожалению, пришло время торжественно поднять флаг фестиваля и очаровательная Наталья Николенкова прекрасно справилась с этой почётной миссией.

К сожалению, на первую половину программы я не попала, но зато вторую смотрела с большим интересом. Уже в первый день фильмы были самые разные и по тематике, и по послевкусию, которое они оставляли.

Основанный на реальных событиях фильм московского режиссёра Арсения Гончукова «1210» показал моральные муки пожилого мужчины, пострадавшего в бою в Афганистане и потерявшего там сына, страдающего от чувства вины и непонимания со стороны дочери и её семьи, и в итоге застрелившегося. Напряжённая, хмурая, нервная атмосфера фильма давит на тебя так, что в финале вслед за главным героем на глазах выступают слёзы. Ещё один фильм, снятый на основе реальных событий, — «Бека» (Онер Бейбит, Казакхстан). И снова события эти носят мрачный характер – убийство в уличной драке. Получился фильм с флёром назидательности: вот так не делайте, это плохо кончится, лучше учитесь хорошо. Правильно, конечно, но всё равно вызывает улыбку. Следом шёл третий фильм с убийством – «Белая полоса 2.0.». Я, если честно, до конца думала, что главный герой хочет помириться со своей возлюбленной, а он её возьми да убей в финале. Единственный из просмотренных мной сегодня фильмов, который вызвал вопрос:, а зачем?

Обстановку разрядил фильм из Санкт-Петербурга – «Телевизор-2», режиссёр Александр Шкуров. Он остроумно продемонстрировал нам безнадёжность современного рядового зрителя, которого не могут сподвигнуть ни на какую адекватную эмоцию даже фильмы высшей пробы. Автор короткометражки прилетел на фестиваль, и после фильма его сразу же засыпали вопросами, было очевидно, что «Телевизор-2» вызвал живой интерес у зрителей, из зала просили непременно снять продолжение.

Очень порадовала экранизация рассказа А.П. Чехова – короткометражный фильм «Варька» режиссёра из Москвы Петра Олевского. Очень красивая, хорошо поставленная картинка, повестование без лишних элементов, чистый звук, гармонирующая с изображением музыка,- всё доставляло эстетическое удовольствие. Побольше бы таких хороших экранизаций классики.

Следующая картина была снята автором, который готов продать почку, чтобы снять фильм. Нет-нет, не живую, а всего лишь 3D модель, экспонат для музея, что нисколько не умаляет любви автора к искусству и его стремления творить. «Второе дыхание» Сергея Цысса (Москва) темой своей взяло мейнстримовскую нынче тему постапокалиптичного мира, но воплотило её по-настоящему авторски. Герой бродит по пустыне разрушенного мира в поисках железных баночек из-под «Pepsi» и т.п., а когда находит – делает из них цветочки-вертушки, которые крутятся на ветру, шуршат, бликуют на солнце. У него их уже небольшая «поляна». Когда он лежит на этой «поляне», ему кажется, что он в тёплый летний день спускается по песчаной тропинке к речушке с берегами, поросшими свежей зелёной травкой… Даже когда всё разрушено и нет надежды на воскресение, самая маленькая, самая слабая иллюзия его – уже спасение… И такая тоска по природе, по лету, по человеческой разумности берёт. Эх, скорей бы уже листики на деревьях зазеленели, сколько можно тянуть!

О серьёзных вещах, но уже с юмором, повестовал фильм «Последний репортаж» Абдуллина Тимура (Уфа). В параллельной реальности со смешной ономастикой (забавно исковерканными Бурякией и Укукией, Носквой и т.п.), в государстве с равновесием порядка человек может быть счастлив только в системе. Если он вне системы, например, без определённого места жительства, то он не реализует свой потенциал, а значит, его нужно… что? А кремировать! Сжигать вместе со стёртыми троллейбусными покрышками. Очень смешной, с простыми комическими приёмами (но в данном случае совершенно уместными) фильм, который поднимает на самом деле важный вопрос: о том, что бомжи тоже люди, просто они по тем или иным причинам выбрали жизнь… вне системы. И имеют на это полное право.

Завершал программу первого дня красивый, стильный, эротичный фильм «Аметист» (Дарья Шумакова, Москва). Я бы сравнила его с десертом, изысканным, прохладным, слегка кружащим голову. Лучшее завершение дня, чтобы, как пожелал всем на прощание Вячеслав Корнев, нам снились восхитительно прекрасные, сладкие, завораживающие сны.

Первый день задал планку и уже довольно высокую. Посмотрим, что будет дальше!

Текст Анастасии Радцевой

Фотографии Алины Свириденко

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Станьте первым!

Ваш комментарий
Имя
Электронная почта
Комментарий
Защита от спама
0 плюс 1 =  Укажите число
   и
И снова — кино-весна!. Первый день «КиноЛикбеза-4».
Rambler's Top100