Точка преткновения двух полюсов литературной карты края

О творческих методах Михаила Гундарина и Анатолия Кирилина
Иван Образцов, 7 июня
Точка преткновения двух полюсов литературной карты края

Алексей Аргунов в своём небольшом исследовании «Антропологическая катастрофа в местной литературе» пытается избегать оценок и настаивает на том, что только фиксирует факт поэтапного исчезновения лирического героя из творчества местных авторов за последние примерно тридцать лет. Думаю, что словарь, выбранный им для своего исследования, невольно наталкивает на мысль, что оценка зафиксированным событиям всё же даётся и она явно не положительная. В целом, согласившись с А. Аргуновым, я предлагаю взглянуть на местную литературную карту сегодня под иным углом зрения. На мой взгляд, это даст возможность преодолеть деление на возрастную категорию и выявить более чёткую и широкую методологию подхода к описанию ситуации в литературном пространстве края.

В данном случае, речь пойдёт о радикально противоположных творческих методах двух писателей — Михаила Гундарина и Анатолия Кирилина. При таком взгляде предложенная А. Аргуновом работа будет частным случаем внутри одного из творческих методов.

При кажущейся одинаковой склонности обоих писателей к мемуаристике, я бы даже сказал, к эпическому жанру, это не является точкой пересечения между творческими методами, а скорее подчёркивает их принципиальную разность. Оба автора находятся на противоположных полюсах литературной карты края, причём, я говорю о противоположных полюсах вполне осознанно, так как не вижу смысла и необходимости в столкновении интересов, сказав, например, о противоположных сторонах ринга или ещё что-то в подобном духе. Более того, я настаиваю на том, что Гундарин и Кирилин – современные писатели не только по факту своего присутствия сегодня, но и по факту восприятия действительности. Причём, разделительная черта, меридиан проходит на уровне крайней противоположности представлений о творческом процессе, о его цели и задачах и, как следствие, о его сверхцели.

 

 

Михаил Гундарин

 

Для того, чтобы определить суть творческого метода Михаила Гундарина, необходимо взглянуть на окружающий нас мир снаружи, с позиции внешнего наблюдателя. Вы идёте по улице и видите пластиковые упаковки дверных и оконных проёмов, пластиковые вывески, пластиковую посуду, одноразовые пластиковые капельницы и шприцы — всё то, что является только символом предмета, временным символом. То есть, весь мир почти перестал состоять из предметов. Проблема современного окружающего пространства — в отсутствии монументальности, в отсутствии принципа «на века», в отсутствии вечности (понятие вечности отсутствует даже в современной физике). Также ТВ и Интернет — лишь символ ненаблюдаемого непосредственно события.

Именно подобный эффект и есть основной признак и принцип творческого метода писателя Михаила Гундарина. И главный герой романа «Говорит Галилей», и лирический герой стихов поэта Гундарина – изъясняются с читателем посредством литературных символов – цитат, афоризмов, образов. С читателем всё время ведётся литературная игра в маски, ему предлагается наполнить символ смыслом в меру своих читательских возможностей. Причём, игра начинается уже с названия книги — «Говорит Галилей», где Галилей, это символ, например, идеи, не решившейся пойти до конца, или название сборника стихотворений «Старый поэт и другие стихи», где поэт приравнивается к стихотворению, становится символом стихотворения. Такими же символами выступают цитаты и цитируемые авторы. Более того, цитируемый автор становится символом своей цитаты и наоборот. Например, в романе «Говорит Галилей» фраза из текста Бориса Гребенщикова «мы говорим „ нет“ инстинктивно» становится символом и эпохи, и ощущения, и Гребенщикова. Или перефразированное верленовское «но и то, и это — литература» в открывающем сборник «Старый поэт и другие стихи» стихотворении – это символ поэта Верлена, который используется как законченная мысль, как некий известный шаблон.

В данном смысле, Михаил Гундарин остаётся честен в том, что фиксирует сложившуюся ситуацию, как она есть, без прикрас. Это ещё не выход из тупика, но уже необходимая констатация происходящего, причём, при всей некрасивости ситуации, Гундарин всё-таки не пошл. Даже если взять обсуждаемый всеми и совершенно неоднозначно интерпретируемый многими роман «Говорит Галилей», а точнее саму сцену гомосексуального полового акта, которая собственно и вызывает возмущение части литераторов, то и здесь Гундарин избегает пошлости. Он остаётся в пределах описания акта, как символа, именно символа, но не интересного самого по себе действия. В отличие, например от лимоновского «Эдички», где смакуются как раз детали.

Бытие определяет сознание – общество, которое сегодня часто выступает только как символ наличия общества, вполне логично породило и соответствующий творческий метод. К слову говоря, подобная система отношений описана в монографии бессменного редактора литературного альманаха «ЛИКБЕЗ» Вячеслава Корнева «Вещи нашего времени: элементы повседневности». Предложенная В. Корневым система взглядов, с поправками на литературную составляющую, вполне подойдёт и для описания творческого метода писателя Михаила Гундарина. В целом, данный метод можно определить, как символический символизм.

 

 

Анатолий Кирилин

 

Анатолий Кирилин, автор, безусловно, работающий в традиции реализма. Можно сказать, что если Гундарин, это взгляд снаружи, то Кирилин, это взгляд наружу, то есть, один смотрит на дом, как на символ человеческого жилья, другой смотрит из окна этого дома.

Также, уже на уровне названия произведения, Кирилин явно проявляет свой творческий метод, усиливая не символ, а значение. Характерным примером можно назвать рассказ «Вольная воля», повесть «Родня и Родина» или публицистические работы «Новый призыв ассенизаторов», «Современная антиутопия» и т.д. Творческий метод писателя Кирилина заключён, прежде всего, в стремлении к точности и конкретности высказывания, к описанию непосредственного ощущения самого автора.

По данной причине, в отличие от символа, Кирилин часто использует метафору, причём, стремится, чтобы метафора была понята читателем, именно так, как задумывает автор. Например, в рассказе «Вольная воля» — «… мощными стенами взметнулись утёсы, зажимая в узкое ущелье осердившуюся на несвободу реку…», или «Театральная сказка», что является буквальной метафорой жизни.

В первом номере краевого литературного журнала «Алтай» за 2013 год опубликована статья Эмилии Хомич «Поэтика катарсиса в прозе Анатолия Кирилина». Если говорить о катарсисе — очищении, оздоровлении – то писатель Кирилин с помощью своего творческого метода пытается оздоровить читателя и себя одновременно. Что же касается поэтики, то в статье Э. Хомич об этом, на мой взгляд, сказано недостаточно чётко и больше эмоционально, хотя эпическая поэтика в прозе Кирилина составляет как раз один из характерных признаков. В целом, я бы назвал подобный творческий метод – натуральный реализм.

Цитирование также используется Анатолием Кирилиным, но иначе – цель, подчеркнуть авторское мнение, а часто и противопоставить использованной цитате. Например, тот же «Новой призыв ассенизаторов» открывается высказыванием Наполеона, а после автор противопоставляет этому своё мнение, подкрепляя его перечислением известных авторитетов литературы — Пушкин, Гоголь, Достоевской. И дальше, цитируется Маяковский, а после идёт иное мнение автора, подкрепляемое цитатами из современных философов.

И для Кирилина, и для Гундарина, характерен свой набор цитируемых ими авторов, который пересекается в основном только на классике. Кстати, это говорит о всё-таки имеющемся едином источнике творческих методов обоих писателей. А помимо прочего, говорит о той разделительной черте, где начались различия в представлениях о творческом процессе, о его цели и задачах .

Поэт Иван Образцов.
Барнаул, май – июнь 2013 г.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Станьте первым!

Ваш комментарий
Имя
Электронная почта
Комментарий
Защита от спама
0 умножить на ноль =  Укажите число
   и
Точка преткновения двух полюсов литературной карты края. О творческих методах Михаила Гундарина и Анатолия Кирилина.
Rambler's Top100